МБДОУ детский сад «Вишенка»

Адрес: Ростовская область 347469, Зимовниковский р-он, сл.Верхнесеребряковка, ул.Мира 3А
Телефон: 8(86376)3-94-49
Эл. почта: vishenka-vs@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка»

Ростовская область 347469, Зимовниковский р-он, сл.Верхнесеребряковка, ул.Мира 3А

8(86376)3-94-49

ИНН: 6112914998 КПП 611201001

ОГРН 1146179000098

vishenka-vs@yandex.ru

Полезные ссылки

Страничка педагога-психолога

Педагог-психолог Кукузова Слуханен Хайрединовна

Образование - высшее 

ФГАОУВО "Южный федеральный университет"

квалификация - бакалавр

специальность - психолого-педагогическая

Повышение квалификации

ЧОУ ДПО "Институт переподготовки и повышения квалификации" по программе "Реализация ФГОС дошкольного образования для педагогов-психологов" 2023 г. 72 ч.

 

 

ППк

Работа педагога-психолога в детском саду

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основные направления деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.

Основные субъекты психологического сопровождения: дети, родители, педагоги.

Цель психологического сопровождения: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.

Задачи психологического сопровождения:

1)Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.

 2)Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.                                                                                                                           

  3)Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.                                                                                                                                                    4)Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

 Направления деятельности

Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

 В рамках психодиагностического направления осуществляется:

  • Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
  • Диагностика обучающихся  с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе;
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО.
  • Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и  организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
     
     
     
    Психологическое консультирование
    Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. 
    Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОО. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО.  Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной.
    Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера.
    Основным  методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
    Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:
  • Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга
  • Консультации воспитателей по итогам ППК
  • Консультации воспитателей по запросу
  • Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания
    Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года:
    1)Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению
    2)Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).
    Психологическое просвещение
    Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов.
    Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:
  • Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
  • Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними
  • Ознакомление педагогов с новыми формами работы
  • Адаптация детей к ДОО
  • Готовность детей к школьному обучению
    Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.
     
     
    Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми
    Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе  прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.
    Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по апрель:
  • младшая группа – 3-4 раза в неделю по 15 минут
  • средняя группа -2 раза в неделю по 20 минут
  • старшая группа -1 раз в неделю по 25 минут
  • подготовительная группа -1раз в неделю по 30 минут
    Программа занятий реализуется в три этапа:
    I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению –сентябрь
    II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий –с октября по апрель
    III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению –апрель-май.
     Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОО 
     С руководителем ДОО
  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  5. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ППК.
  6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  1. Предоставляет отчетную документацию.
    С воспитателем
  1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
  5. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  6. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  7. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  8. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)
  9. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

 С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
  3. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  4. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
  5. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
  6. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  1. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  2. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
    С инструктором по физической культуре
  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
  2. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  4. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  6. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  8. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  9. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

Таким образом, созданная система психологического  сопровождения помогает оказывать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

 

 

 

 

Памятки для родителей