Работа педагога-психолога в детском саду
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основные направления деятельности педагога-психолога: психологическое просвещение, психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование.
Основные субъекты психологического сопровождения: дети, родители, педагоги.
Цель психологического сопровождения: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития на всех этапах дошкольного детства.
Задачи психологического сопровождения:
1)Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
2)Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
3)Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе. 4)Способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Направления деятельности
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
- Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
- Диагностика обучающихся с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе;
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО.
- Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОО. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОО. Консультации с родителями и педагогами может быть как групповой, так и индивидуальной.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Основные вопросы консультативной работы с воспитателями в течение года:
- Консультации воспитателей по итогам психолого-педагогического мониторинга
- Консультации воспитателей по итогам ППК
- Консультации воспитателей по запросу
- Групповые консультации воспитателей на тему эмоционального выгорания
Основные вопросы консультативной работы с родителями в течение года:
1)Консультация родителей по итогам вводной и итоговой диагностики готовности к школьному обучению
2)Индивидуальные консультации по вопросам развития детей (по запросу).
Психологическое просвещение
Цель: освещение актуальных вопросов психического развития детей для родителей и педагогов.
Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:
- Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
- Психологические особенности детей с ОВЗ и формы работы с ними
- Ознакомление педагогов с новыми формами работы
- Адаптация детей к ДОО
- Готовность детей к школьному обучению
Формы работы: оформление стендового материала, разработка памяток и буклетов, выступления на родительских собраниях и семинарах, проведение консультаций.
Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми
Коррекционно-развивающие занятия имеют в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Занятия в игровой форме проводятся в дневное время с октября по апрель:
- младшая группа – 3-4 раза в неделю по 15 минут
- средняя группа -2 раза в неделю по 20 минут
- старшая группа -1 раз в неделю по 25 минут
- подготовительная группа -1раз в неделю по 30 минут
Программа занятий реализуется в три этапа:
I этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, вводная диагностика готовности к школьному обучению –сентябрь
II этап: проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий –с октября по апрель
III этап: мониторинг психолого-педагогического развития детей, итоговая диагностика готовности к школьному обучению –апрель-май.
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОО
С руководителем ДОО
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
- При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ППК.
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- Предоставляет отчетную документацию.
С воспитателем
- Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии)
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий)
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.
- Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
- Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.